Балет «Петрушка» 4 класс технологическая карта

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. учителя: Алексеева Н.А.

Предмет: музыка

Класс: 4

Тема урока: Балет «Петрушка»

Тип урока:  урок изучения новых знаний (урок-путешествие).

Цель урока : знакомство с балетом «Петрушка», формирование представления о русских традициях праздника Масленицы, ярмарочных гуляний.

 

 

Задачи урока Планируемые результаты

(опора на ПООП, рабочей программы по учебному предмету в части ПР)

Дидактические:

1.     Формировать понятие «балет», «балаган».

2.     Игра на музыкальных инструментах: бубны, ложки, трещётки.

3.     Формировать умение представления исторической ленты.

Предметные (учащиеся научатся):

1.     Находить и объяснять определения, встречающиеся при изучении темы.

2.     Представлять себя участниками действия балета.

3.     Умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

Развивающие:

1.     Формировать умение анализировать.

2.     Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.     Формировать умение владеть диалогической формой речи.

Метапредметные (учащиеся научатся):

Познавательные:

-       выявлять существенные признаки  характера героев балета по звучащему фрагменту балета;

-       устанавливать причинно-следственные связи

Регулятивные:

-       определять учебную задачу, составлять план своих действий;

Коммуникативные:

-       владеть диалогической речью.

Воспитательные:

1.     Воспитывать уважение к  культуре России.

2.     Воспитывать ответственность за сохранение культурного наследия страны.

Личностные (у учащихся будут сформированы):

-       основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за историю России, за наше культурное наследие.

 

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая

Дидактические средства:  учебники, презентация к уроку, мини-театр «балаган», куклы: Балерина, Арап, Петрушка, бубны, ложки, трещётки.

Интерактивное оборудование: компьютер,  интерактивная доска, электронное пианино.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока Методы и приемы работы Деятельность учителя

(

Деятельность

обучающихся

 

1.Мотивация к учебной деятельности Словесный

(рассказ, беседа)

Частично-поисковый

(анализ, объяснение)

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

- Сегодня на уроке мы обратимся к балету «Петрушка» И.Ф. Стравинского, где ярко просматриваются русские традиции праздника Масленица и  ярмарочных гуляний. чтобы как модно больше узнать о русских традициях, мы отправимся в путешествие во времени. На чём можно совершить путешествие во времени?

- Правильно, на машине времени. Итак, мы являемся пассажирами машины времени, слушайте инструкцию.

Заводим двигатель, главное условие вдох во время полёта делаем через нос,  пропеваем на одном звуке согласную «Р» , далее пропеваем гласную «У» плавно протяжно следуя звукам пианино, останавливаемся, произнося звук «С» протяжно.

Звучит русская народная песня «Барыня».

- Вот мы и переместились вовремена Русских ярмарок 18-19 века ярмарки на Руси были очень популярны.

Проверка домашнего задания «Рассказ о русских ярмарках» и о празднике Масленица.

 

Проверяют готовность.

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальные ответы учащихся по домашнему  заданию.

 

2.Актуализация знаний Частично-поисковый

(анализ, объяснение)

- Откройте учебник на странице 106, читаем по цепочке.

- Как вы думаете, что означают слова «балаган», «музыка в народном стиле», «балет»?

 

Чтение текста учебника по цепочке первым рядом.

Дают определение понятиям. Индивидуальный опрос.

3.Выявление затруднения Частично-поисковый

(анализ, объяснение)

- Как вы думаете, легко ли показывать театральное представление?

- Что для этого нужно?

Ответы учащихся.
4.Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения Частично-поисковый

(анализ, объяснение)

- У меня на столе стоит такой балаган, только меньших размеров, сейчас мы попробуем себя в роли артистов кукловодов, а что мы будем показывать?

Рассказ учителя о кратком содержании балета.

- Назовите выразительные особенности балета.

Танец, пантомима, музыка.

Учащиеся предлагают варианты решения данного вопроса.

 

 

Танец, пантомима,музыка.

Дети описывают характеры героев балета и как они должны выглядеть на сцене.

 

5.Реализация выбранного плана по разрешению затруднения Наглядный

(аудиозапись, иллюстрации), метод содержательного анализа музыкального произведения

Дочитать параграф учебнка.

- Сейчас вы прослушаете фрагменты балета, ваша задача определить кого характеризует эта музыка.

 

Выбираются герои Фокусник, Балерина, Арап, Петрушка, остальные учащиеся музыканты, играющие на масляничном гулянье.

Барабанный бой возвещает о начале фокуса. Старый фокусник оживляет Трёх кукол: Балерину, Арапа и Петрушку. Начинается представление.

 

Слушание фрагмента из балета «Петрушка».

«Народные гуляния на масленой»

 

 

 

 

 

 

Слушание, анализ каждого прослушанного произведения, показ кукольного спектакля,

Игра на музыкальных инструментах: бубны, ложки, трещётки.

 

 

 

 

 

6.Первичное закрепление нового знания Частично-поисковый

(анализ, объяснение)

- Что вам подсказало в музыке характер героев?

 

- Можно ли сказать, что музыка балета написана в народном стиле?

Ответы учащихся. Анализ прослушанного фрагмента.

Ещё раз формулируют определения: «музыка в народном стиле», «балет», «балаган».

7.Самостоятельная работа и проверка по эталону. Наглядный

(аудиозапись, иллюстрации)

- Прослушайте фрагменты и инсценируйте кто будет танцевать вальс, обратите внимание на звучание солирующих музыкальных инструментов, они подскажут характеры героев.

Слушание «Вальс Балерины и Арапа»

- Какой герой следующим выйдет на сцену?

«У Петрушки».

 

Слушание, инсценировка.
8.Включение в систему знаний и умений.

 

Метод погружения - А следующим заданием будет разучивание песни «Барыня», послушайте её (в исполнении сестёр Толмачёвых) и скажите , какой характер у песни и как её нужно исполнять?

Разучивание песни по фразам, после подыгрываем на инструментах.

Ответы учащихся, анализ характера исполнения.

Разучивание песни по фразам, те кто не участвовал в индивидуальных опросах играют на музыкальных инструментах.

9.Рефлексия Словесный -Интересным было путешествие во времени? Чтобы вернуться в настоящее, вам необходимо ответить на вопросы.

- Почему герои балета «Петрушка» такие разные, у них есть хорошие черты и плохие? Чему учит нас эта история?

- Без использования народной музыки в балете «Петрушка» можно ли было ба показать традиции нашего народа, время ярмарочных гуляний, народных праздников?

 - Наш урок подходит к концу, закройте глаза, заводим мотор «Р»,поолетели «У», остановка «С».

- Добро пожаловать в настоящее!

Ответы учащихся.